Замечаю, как в соцсетях распространяется “инстаграмная психотерапия”. Модно ставить себе диагнозы, говорить о травмах и абьюзе. С одной стороны это здорово, тк психологическая грамотность людей растет. С другой, появлется много искажений. Например, вместо внимательного осознавания своих травм, встречаю стремление найти виноватого в них: родителей, себя, партнеров. В то время как сам вижу, что многие наши травмы уходят корнями в далекое неведомое нам прошлое и живут сквозь поколения.
Когда-то меня зацепила статья Петрановской о Великой отечественной войне, как психологической травме поколений, с которой мы до сих пор справляемся. Тогда жители нашей страны столкнулись с потерей дома, родных, любимых, с ужасами войны и пережили страшное горе. Кто-то потерял мужа и больше не вышел замуж, кто-то ребенка, кто-то всю семью. Столько поломанных навсегда судеб.
У них не было времени и возможности свое горе отгоревать и отпустить. Некому было помочь им с ПТСР, нужно было выживать, а потом восстанавливать страну. И потому многие из них просто запрятали подальше боль, стиснув зубы. И в результате отрезали себя от чувств, стали жестче.
Поскольку если не дашь себе прожить и отпустить боль, то не сможешь тотально прожить и впустить в себя радость и любовь.
А ведь Великая отечественная - это только часть боли, доставшейся нашей стране в 20 веке. Были еще Первая мировая, революция, Граждансакая война и голод, раскулачивание и борьба с “врагами народа”. Все они создавали подавленный заряд неоплаканного горя.
Пережившее трагедию войны поколение стало черствее, не могло дать достаточно тепла и любви своим детям. А те, не напитавшись, не могли дать своим детям. И вот внуки и правнуки, знающие о войне только по книгам и фильмам, вдруг не могут поверить в себя, потому что недополучили любви и внимания. Болеют, пьют, депрессуют и не могут совладать с нахлынувшими переживаниями, потому что о чувствах в семье было принято молчать. Стараются быть хорошими или наоборот бунтуют, чтоб дополучить от мира то внимание, которое родители им просто не могли дать. Потому что сами недополучили.
И когда на консультациях клиенты говорят мне о своей незначимости, недостатоке веры в себя или неспособности сблизиться и доверять другим, я часто замечаю тот самый родовой груз, боль, доставшуюся по наследству от матерей и отцов, бабушек и дедушек. Многие наши травмы коренятся в судьбе прежних поколений.
Что делать с такими травмами? Замечать их, если они болят. Просить и получать сопереживание и поддержку. Давать себе время и возможность исцелиться. Не искать виноватых, но осознавать корни. Общаться с родителями об их детстве, если есть возможность, разбираться в психологии или работать с психологами.
Я чувствую, что важное дело нашего поколения - исцеление души. А еще наполнение и радость, благодаря тому, что нам досталось более ресурсное время. Ведь мы можем напитаться сами, если нужно, получить помощь психолога или другого целителя, пройти марафоны по любви к себе и передать следующим поколениям меньше боли и больше тепла.